Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 7(1004) июль, 2015
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
Композитные материалы – против наводнений

Геооболочка – защитница

Расчет неравномерности осадок

Насыпи на сложных грунтах

Композиционные растворы и бетоны

[все номера]

 Вести РАДОРА
Надо общаться!

[все номера]

 Проблема
За что штрафуют подрядчиков «АВТОДОРА»?

[все номера]

 Магистраль
ФКУ «ПРИБАЙКАЛЬЕ»

[все номера]

 Опыт
Как подобрать бетонную смесь?

[все номера]

 Спецтехника
Участники выставки – 700 компаний

[все номера]

 Форум
Не прихоть, а необходимость

[все номера]

 Автопробег
Дорогами победителей

[все номера]

 Нормотворчество
Мы идем своим путем

[все номера]

 Регион
Тамбовская область

ЗАБАЙКАЛЬЕ

[все номера]

 IT-технологии
BIM-технологии: что нового?

Технологии BIM на объектах

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

Как подобрать бетонную смесь?

Опыт
Важнейшую роль в технологии дорожных цементных бетонов играет правильно подобранный состав бетонной смеси. Существует большое количество методик подбора состава бетона, но их основная цель – создание максимально плотной для данных заполнителей упаковки частиц.

Такая упаковка обеспечивает снижение структурной пористости и позволяет повысить долговечность тяжелого бетона в целом. Это особенно важно для дорожного бетона, который постоянно работает в условиях одновременного действия механических нагрузок от транспорта, климатических факторов и жидких солевых сред. Особую роль для повышения плотности бетона играет соотношение крупного и мелкого заполнителя, а также минеральных наполнителей.

Традиционный подход к подбору состава бетона основан на использовании исходной формулы Боломея­Скрамтаева:

R

Метод пригоден в идеальном случае (кубовидный заполнитель без пыли, укладывающийся в предельные кривые). Этот метод применим для смесей с удобо­
укладываемостью Ж1…П1, но все равно требует экспериментальной проверки и последующей корректировки состава.

В исследованиях школы А.Н. Плугина [1] показано, что максимально плотная упаковка может быть обеспечена при оптимальных коэффициентах раздвижки зерен: щебня – растворной частью α и песка – цементным тестом μ. Важную роль при этом играет оптимальное В/Ц, от которого зависит толщина пленки воды на поверхности всех частиц, определяющая величину электрогетеро­ или электрогомогенного взаимодействия между ними.

Н.И. Нетеса показал [2], что наибольшая плотность смеси наблюдается при отношении крупных частиц к средним и мелким 52:23:25 при допустимом изменении расхода каждого из них на 3–4%. Соотношение средних диаметров их зерен составляет 100:10:1.

О.М. Сафина считает [3], что для дорожных бетонов при Dmax = 20 мм оптимальным является соотношение фракций заполнителей по массе: 5–20 мм – 30–35%; 0,315–5мм – около 55%; <0,315мм – 10–15%; при Мкр=3,9... 4,2. Такой грансостав обеспечивает минимальную пустотность насыпной смеси заполнителей, а в условиях вибропрессования – минимальную объемную концентрацию цементно­водной составляющей бетонной смеси. Также минимизируется расход цемента при наилучших формовочных свойствах смеси и прочности бетона в изделиях.

Исследования, проведенные в ХНАДУ (ХАДИ) на кафедре ТДСМ по подбору составов мелкозернистых бетонов, показали, что наиболее плотную упаковку зерен мелкого заполнителя можно обеспечить при соотношении диаметров более крупных частиц к более мелким 4…6 : 1 [4]. Отношение массовых долей этих фракций должно быть 1:1.

Ю.М. Баженов для бетонов, содержащих тонкомолотые частицы, предлагает определять состав мелкозернистого бетона расчетно­экспериментальным путем, оценивая водоцементное отношение по формуле:В/Ц

где А – коэффициент, который количественно учитывает влияние качества материалов на прочность бетона [5].

Л.Й. Дворкин и О.Л. Дворкин при расчете состава дорожного и гидротехнического бетона предлагают дополнительно учитывать содержание песка в общей массе заполнителей, а также содержание отдельных его фракций и количество химической добавки [6]. Объем вовлеченного с помощью химической добавки воздуха можно определить по формуле:

где А1 и А2 – коэффициенты, зависящие от удобоукладываемости бетонной смеси и особенностей применяемых заполнителей.

Для подбора состава тяжелого бетона в Германии также разработан ряд методик, например, методика, по которой оптимальным признается состав цементобетона, в котором полные остатки на ситах будут описываться зависимостью:  

где числитель – диаметр сита, на котором определяют полный остаток (например, для сита d = 32мм полный остаток 89%, для сита d = 16 мм – 63%, d = 8 мм – 45%, d = 4 мм – 31%). При таком подборе в состав бетона войдет около 35% песка, что несколько больше, чем в применяемых на практике составах дорожного бетона [7].

На самом деле существует множество методик подбора состава тяжелого бетона. Однако все они, учитывающие коэффициенты раздвижки, имеющие различные эмпирические коэффициенты и так далее, в любом случае не дают гарантии создания максимально плотной для данных заполнителей структуры. Практически все методики рассчитаны на применение однородных заполнителей, поскольку они поступают из одних карьеров. Однако каждая партия заполнителей отличается от другой, особенно по гранулометрии и содержанию мелких и пылеватых фракций. Почти во всех методиках принято, что форма зерен заполнителей округлая или кубовидная. Значит, структура бетона рассматривается как система из упакованных округлых или кубовидных частиц. На самом деле, форма частиц заполнителя разнообразна, что вносит существенную поправку в состав бетонной смеси и бетона. Поэтому большинство методик не позволяет получить тяжелые бетоны с высокой средней плотностью.

Многолетний опыт работы сотрудников кафедры ТДСМ
ХНАДУ по научному сопровождению строительства автомобильных дорог в различных регионах (Белгородская, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Киевская, Кировоградская, Крымская, Курская, Луганская, Львовская, Одесская, Полтавская, Сумская, Харьковская области) и аэродромов (г. Донецк, г. Львов, г. Симферополь, г. Харьков) показал, что окончательный этап подбора реального состава бетонной смеси должен опираться на некоторые общие моменты, связанные с назначением бетона и подвижностью бетонных смесей. Можно сформулировать некоторые основные принципы технологии и подбора состава бетонов дорожного и аэродромного назначения.

1. Бетоны из смесей, укладываемых в стационарных или передвижных опалубках с помощью комплекта бетоноукладочных машин (удобоукладываемость Ж1…П1):

– максимальная крупность заполнителей должна быть не более 16…20 мм;

– при подборе обязательно применение двух фракций щебня;

– обязательно применение песков средней крупности или песков разной крупности, обеспечивающих непрерывную гранулометрию;

– в составе заполнителей желательно наличие частиц размером 0,16 мм и менее;

– обязательно применение суперпластификаторов и воздухововлекающих добавок, обеспечивающих сохранность проектных показателей бетонной смеси в течение технологического периода;

– возможно применение минеральных добавок и фибры различного происхождения;

– смесь укладывают на капилляропрерывающий слой или фильтрующий слой геотекстиля (в зависимости от гидрогеологии района укладки и других факторов);

– при двухслойном бетонировании металлические стержни для армирования продольного и поперечных швов погружают в нижний слой бетонного покрытия;

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14