Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 6(1003) июнь, 2015
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
Методы оценки трещиностойкости

АСФАЛЬТОБЕТОНЫ БЕЗ ВОЛОКНИСТОГО АДСОРБЕНТА

Импортозамещающие добавки для битума

Ускорение консолидации слабых грунтов

Стабилизаторы грунтов

Конструкции укрепления водоотводных

Расчеты уширения земляного полотна

Другой взгляд на оценку качества

[все номера]

 Вести РАДОРА
На всех стадиях жизненного цикла

[все номера]

 Инновации
Цементобетонные покрытия в США: строительство

Как эффективнее использовать гранулят

[все номера]

 Спецтехника
Утилизация. Новый раунд

Новинки эпохи экономического кризиса

[все номера]

 Весовой контроль
В лесу прифронтовом…

[все номера]

 Регион
Вологодская область

Челябинская область

Костромская область

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

Стабилизаторы грунтов

Тема номера
Технология укрепления грунтов для устройства рабочего слоя земляного полотна и конструктивных слоев дорожных одежд с использованием большого спектра местных материалов и грунтов, а также вяжущих и добавок, несмотря на более низкую стоимость в сравнении с технологией применения дискретных материалов, сопряжена тем не менее со значительным расходом основных вяжущих.

Прежде всего это цементы, битумы и битумные эмульсии. Альтернативой использования минеральных вяжущих (частичного их замещения) в настоящее время выступают стабилизаторы грунтов. Заманчивость последних в рекламируемой простоте технологии и более низкой стоимости в сравнении с технологией укрепления грунтов вяжущими материалами.

В дорожной терминологии различают две технологии, повышающие работоспособность грунтов:

– стабилизация несущей способности прочных от природы грунтов путем предохранения существующих связей между частицами и агрегатами главным образом от разрушения при действии влаги. Поскольку взаимодействие воды с минеральными частицами происходит на поверхности последних, стабилизация грунта в смысле придания водоустойчивости его природным внутренним связям может быть достигнута в первую очередь путем изменения свойств этой поверхности и придания ей способности отталкивать воду. Это может быть обеспечено применением поверхностно активных гидрофобных веществ;

– укрепление грунтов путем создания новых прочных и водо­
стойких связей между частицами и агрегатами. Создание новых связей приводит в конечном счете к образованию новой структуры или усилению ранее существовавшей структуры грунта. Следовательно, процесс укрепления является процессом структурообразования, а новые связи создаются путем воздействия на грунт структурообразующих веществ.

При стабилизации прочность глинистого грунта (в котором силы внутреннего трения незначительны) обусловлена в основном силами внутреннего сцепления С [1].

При укреплении глинистых грунтов прочность складывается как из сил внутреннего сцепления, так и из сил сцепления, обусловленных создаваемой структурой вводимого вяжущего (С1).

В данной статье рассмотрены стабилизаторы, обеспечивающие стабильность С глинистых грунтов, не содержащие в своем составе химических веществ, создающих дополнительные силы С1, а также технологии стабилизации и комплексного укрепления грунтов с их использованием. Такие стабилизаторы вводят в грунты в водном растворе, что затрудняет (делает невозможным) их применение при влажности грунта, близкой к оптимальной или выше (переувлажненные грунты).

Требования к физико­механическим показателям укрепленных грунтов для конструктивных слоев дорожных одежд в зависимости от используемого вяжущего и марки получаемого материала приведены в соответствующих стандартах: ГОСТ 30491­97 [2] и ГОСТ 23558­94 [3]. ГОСТ 23558­94 не регламентирует рамки содержания вяжущего в укрепленных грунтах, а область их применения рекомендует в соответствии с маркой материала. Для снижения расхода вяжущих материалов, повышения прочности, морозостойкости и улучшения технологических свойств укрепленных грунтов стандарты рекомендуют применять химические добавки (в том числе ПАВ), удовлетворяющие требованиям соответствующих нормативных документов, утвержденных в установленном порядке (см. п. 4.7.7 и п. 4.3.2 соответственно). К таким добавкам следует отнести и рассматриваемые стабилизаторы грунтов. При наличии «Технических условий» и «Методов испытаний» на стабилизаторы и их эффективности они могут быть использованы при укреплении грунтов в качестве добавок. То есть существующие стандарты не запрещают использование новых добавок, в том числе и стабилизаторов.

Эффективность стабилизаторов при обработке грунтов для рабочего слоя земляного полотна оценивается соответствующими стандартами по величине морозного пучения (1–3­я дорожно­климатические зоны), степени набухания и просадочности (4–5­я дорожно­климатические зоны).

В Росавтодоре к вопросу решения проблемы использования стабилизаторов подошли следующим образом: разработана классификация стабилизаторов в дорожном строительстве ОДМ 218.1.004­2011 [4] с учетом того, что контроль за их применением будет осуществляться в соответствии со стандартами организаций на грунты, обработанные стабилизаторами.

В ОДМ 218.1.004­2011 выделены технологии стабилизации, комплексной стабилизации и комплексного укрепления грунтов, приведена классификация современных стабилизаторов и дана область их применения без рекомендаций методов испытаний обработанных ими грунтов и требований к получаемому материалу (ссылки на существующие стандарты). Документ, в частности, разрешает использование любого вида стабилизатора с водородным показателем рН от 2 до 12 (в зависимости от вида грунта по рН) для комплексного укрепления грунтов. Об «эффективности» использования стабилизаторов с рН менее 7 совместно с цементом говорилось автором ранее [5].

Что касается стандартов организаций на грунты, обработанные стабилизаторами, то они, к сожалению, согласуются Росавтодором без наличия «Технических условий» и «Методов испытаний» на стабилизаторы. Отсутствие последних не позволяет потребителям проконтролировать соответствие используемого материала рекламируемому. Зачастую стабилизаторы включают в свой состав экологически не безопасные и вредные для здоровья химические соединения. Так, например, стабилизатор Consolid 444 содержит в своем составе высшие жирные амины и другие химические соединения (не уточняется, какие именно). Амины даже в малых дозах поражают нервную систему. В разделе «Охрана окружающей среды» СТО 98983709­001­2007 [6] отмечено, что концентраты стабилизаторов Consolid 444, Solidry, Conservex токсичны для воды, недопустимо их попадание в питьевую воду, водоемы, канализацию, а также в поверхностные и грунтовые воды.

Низкий расход стабилизаторов (0,1–0,01% от массы грунта) для обработки грунтов часто обусловлен не их оптимальным содержанием, а высокой стоимостью раствора (200–650 руб./л, что равнозначно стоимости цемента при расходе от 2 до 5% по массе грунта). По этой же причине рекомендован заниженный расход минеральных вяжущих при комплексном укреплении грунтов. Так, в соответствии с СТО 98983709­001­2007 ориентировочный расход добавки Solidry, представляющей собой смесь ПАВ, цемента и гашеной извести, составляет 1–2% по массе грунта. ОДМ 218.1.004­2011 также выделяет из технологии укрепления грунтов технологию комплексной стабилизации (с содержанием в смеси вяжущего не более 2%), рекомендуемую для устройства оснований дорожных одежд.

К сожалению, при стабилизации, комплексной стабилизации и комплексном укреплении глинистых грунтов (при рекомендуемых расходах вяжущих материалов) достичь желаемых результатов в большинстве случаев невозможно по следующим причинам:

– глинистые грунты мономинеральны с различными зарядами частиц (в том числе коллоидных) и грунтовых агрегатов. Так, кремнекислота SiO2 nH2O, коллоидные гумусовые вещества (гуминовые кислоты) – отрицательно заряженны, гидрат окиси железа Fe2O3H2O и гидрат окиси алюминия Al(OH)3 несут отрицательный или положительный заряд в зависимости от заряда среды. В различных глинистых грунтах может преобладать тот или иной заряд, содержание же ионов обмена и ПАВ стабилизаторов неизменно..

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14