Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 5(1002) май, 2015
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
Повышение межремонтных сроков

Срок службы одежды можно увеличить?

Преимущества стабилизирующей добавки

Как контролировать толщину слоев

Диэлектрическая проницаемость смесей

Асфальтобетон на щебеночном основании

Есть чему поучиться

Пути улучшения долговечности покрытий

Перспективы рынка полимерно-битумных вяжущих

[все номера]

 Вести РАДОРА
На всех стадиях жизненного цикла

[все номера]

 Магистраль
ФКУ «УПРДОР САМАРА –УФА – Челябинск»

[все номера]

 Коллегия Минтранса
Задачи сложные, но решаемые

[все номера]

 Актуально
Плата с «12-тонников» – С ноября

[все номера]

 Спецтехника
Ограждения с российскими тросами

[все номера]

 Конференции
Стимул к развитию

[все номера]

 Интервью
Шоковая терапия

[все номера]

 Регион
Магаданская область

Ивановская область

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

Повышение межремонтных сроков

Тема номера
Состояние покрытия автомобильной дороги является основным критерием ее потребительского качества. В связи с этим рассмотрим проблемы, связанные с материалами, используемыми для устройства дорожного покрытия.

Предположим, что на каком­то объекте с соблюдением действующих технологий выполнены работы, обеспечивающие: водоотвод, надежно функционирующий вплоть до капитального ремонта, как поверхностный, так и дренаж; требуемую капитальность дорожной одежды; учет сезонных колебаний модулей упругости грунтов земляного полотна; исключение проблем, связанных с использованием глинистых и суглинистых, а также неукрепленных грунтов; наличие трещинопрерывающих прослоек, исключающих появление отраженных трещин на покрытии.

Дефекты в виде поперечных и продольных трещин, сдвигов, шелушений и выкрашиваний, сетки трещин появляются в России на дорожных покрытиях, как показывает многолетний опыт, уже в первые годы их эксплуатации. Эта ситуация узаконена в приказе Минтранса России №157 от 01.11.2007, где установлены межремонтные сроки проведения работ по ремонту асфальтобетонных покрытий для дорог с интенсивностью движения по крайней правой полосе от 1500 до 450 автомобилей в сутки, которые составляют 3–4 года. Надо отметить, что в городских условия указанные дефекты нередко наблюдаются уже через 1–2 года. При этом межремонтные сроки службы всей дорожной одежды до капитального ремонта нормированы от 12 до 18 лет. В такой позиции имеет место противоречие, связанное с тем, что покрытие – один из основных конструктивных слоев дорожной одежды, и, следовательно, установленные межремонтные сроки капитального ремонта дорожной одежды практически не могут соблюдаться, так как уже через 3–4 года, а не через 12 лет дорожную одежду (один из ее конструктивных слоев) необходимо ремонтировать.

Очевидна и объективная причина такой ситуации: стандартный показатель температуры хрупкости по Фраасу для дорожных битумов по ГОСТ 22245­90, наиболее широко используемых для приготовления асфальтобетона марок БНД 60/90 и БНД 90/130 составляет не ниже минус 18°С, а температура, при которой возможно образование трещин на асфальтобетонном покрытии (температура трещиностойкости асфальтобетона) в среднем на 8°С выше, то есть минус 10°С. Это обусловлено диффузией части легких углеводородов в поры минеральных материалов, старением битума в процессе приготовления асфальтобетонной смеси и многократным воздействием нагрузок от колес автомобилей на покрытие с гораздо большей частотой, нежели это предусмотрено методом Фрааса.

В связи с тем, что существующий метод расчета конструкции дорожной одежды предусматривает монолитность слоев покрытия дорожной одежды и не содержит обоснованных критериев температурной трещиностойкости, образование температурных трещин на асфальтобетонных покрытиях неизбежно, исходя из климатических условий России. Так, в соответствии с СП 131.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 23­01­99*) «Строительная климатология» температура воздуха наиболее холодных суток с обеспеченностью 0,98 в России находится в пределах от минус 9°С до минус 63°С. В качестве примера рассмотрим Москву и Московскую область. Какое значение температуры хрупкости по Фраасу должно быть у битума в этих климатических условиях, чтобы избежать наличия температурных трещин на покрытии? Температура воздуха наиболее холодных суток в этом регионе составляет минус 36°С с обеспеченностью 0,98, то есть вероятность такого значения возможна за 100 лет два раза; с обеспеченностью 0,92 составляет минус 32°С, то есть за 100 лет восемь раз – в среднем каждые 12,5 лет – это практически соответствует минимальному сроку службы дорожной одежды до капитального ремонта. Из приведенных данных следует, что температура трещиностойкости асфальтобетона в этом регионе должна быть не выше минус 32°С, а температура хрупкости по Фраасу битума, соответственно, минус 40°С. Изготовление битумов с такой температурой хрупкости при соблюдении других минимально требуемых показателей в соответствии с ГОСТ 22245­90 при существующих технологиях и сырье невозможно ни в России, ни за рубежом. Таким образом, можно констатировать, что для устройства дорожных покрытий, способных эксплуатироваться без дефектов в условиях России в течение минимально требуемого срока службы – 12 лет, дорожные битумы и асфальтобетоны на их основе непригодны.

В свою очередь Министерство регионального развития РФ в своде правил СП 34. 13330.2012 «Автомобильные дороги» (актуализированная редакция СНиП 2.05.02­85*), п. 8.29, закрепляет указанную выше ситуацию: «Нежесткие дорожные одежды капитального и облегченного типов с усовершенствованным покрытием следует предусматривать с таким расчетом, чтобы за расчетный срок службы конструкции, возникающие деформации и разрушения могли устраняться плановыми ремонтами только покрытия». При этом существуют нормы на количество и вид дефектов (в частности, трещин), возникших на покрытии в процессе эксплуатации, обусловливающие необходимость проведения ремонта. Фиксируются как дефекты, не связанные с потерей прочности дорожной одежды, так и связанные с ее ослаблением (ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования». Утверждены Минтрансом России от 17.03.2004 №ОС­28/1270­ис). В этом документе утверждается: «п. 4.1.2 Трещины – наиболее частые деформации покрытий дорог с нежесткими дорожными одеждами. Они провоцируют возникновение вторичных серповидных трещин и последующее появление выбоин. Сквозные трещины (преимущественно температурные) со временем все больше раскрываются и способствуют снижению прочности дорожной одежды». В таблице 1.6 этого документа приведены допустимые значения общей протяженности «отдельных раскрытых необработанных трещин на покрытии шириной более 5 мм в пог. м на 1000 м2. При пересчете среднее допустимое расстояние между трещинами в зависимости от интенсивности движения в автомобилях в сутки (а/с), приведенное к легковому автомобилю, составляет: более 6000 а/с – 13,3 м; от 2000 до 6000 а/с – 6,5 м; от 1000 до 2000 а/с – 4,4 м; менее 1000 а/с – 3,3 м. Кроме того, на покрытии допускаются выбоины размером не более 15×60×5 см, летом от 0,3 до 2,5 м2, весной и зимой от 1,5 до 7 м2 в зависимости от интенсивности движения автомобилей.

Таким образом, в течение как минимум трех лет дорожная одежда работает в нерасчетных условиях, и происходит существенное снижение ее капитальности. Это противоречие в случае использования асфальтобетонных смесей для устройства дорожного покрытия могло бы быть разрешено тремя способами:

– первый – изначально в техническом задании и в проекте исключить из расчета покрытие, то есть обеспечить требуемую капитальность дорожной одежды за счет других конструктивных слоев;

– второй – устраивать в процессе ремонта и реконструкции одновременно с каждым ремонтом покрытия слои усиления, позволяющие обеспечить требуемую на данный момент на данном объекте капитальность дорожной одежды, и трещинопрерывающую прослойку, позволяющую исключить отраженные трещины на покрытии, фактически производить капитальный ремонт каждые 3–4 года;

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14