Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 5(1002) май, 2015
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
Повышение межремонтных сроков

Срок службы одежды можно увеличить?

Преимущества стабилизирующей добавки

Как контролировать толщину слоев

Диэлектрическая проницаемость смесей

Асфальтобетон на щебеночном основании

Есть чему поучиться

Пути улучшения долговечности покрытий

Перспективы рынка полимерно-битумных вяжущих

[все номера]

 Вести РАДОРА
На всех стадиях жизненного цикла

[все номера]

 Магистраль
ФКУ «УПРДОР САМАРА –УФА – Челябинск»

[все номера]

 Коллегия Минтранса
Задачи сложные, но решаемые

[все номера]

 Актуально
Плата с «12-тонников» – С ноября

[все номера]

 Спецтехника
Ограждения с российскими тросами

[все номера]

 Конференции
Стимул к развитию

[все номера]

 Интервью
Шоковая терапия

[все номера]

 Регион
Магаданская область

Ивановская область

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

Как контролировать толщину слоев

Тема номера
Асфальтобетон является самым дорогостоящим и одним из самых прочных материалов дорожной одежды. При этом незначительные изменения толщины его слоя оказывают существенное влияние как на прочность всей дорожной одежды, так и на ее стоимость.

Контролю толщины уложенного слоя асфальтобетона уделяется значительное внимание на всех стадиях строительства. Качественное его устройство позволяет су- щественно увеличить надежность дорожных одежд и снизить затра- ты на ремонтные работы. Однородность – это степень неизменчивости физико-механи- ческих свойств, геометрических размеров, параметров технологи- ческих процессов, условий экс- плуатации и производства работ [1]. Различают однородность кон- структивных слоев дорожной оде- жды по физико-механическим свойствам материалов (плотность, влажность, коэффициент уплотне- ния и так далее), по координатам (толщина, ширина и так далее), а также по времени. Толщина конструктивных слоев дорожной одежды является одним из наиболее значимых факторов оценки однородности, влияющих на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобиль- ной дороги. Высокопроизводительные и неразрушающие георадарные методы, как никакие другие, по- зволяют оценить однородность конструктивных слоев дорожной одежды по толщине. Целью исследований является оценка асфальтобетонных слоев дорожной одежды по толщине на основе результатов георадарных обследований автомобильных до- рог. При выполнении работ реша- лись следующие задачи: – оценка эффективности при- менения георадарных работ для определения толщины слоев ас- фальтобетона и их однородности по толщине; – определение для выборочно- го контроля минимально необ- ходимой длины анализируемого участка автомобильной дороги и шаг определения толщины слоев асфальтобетона; – оценка однородности асфаль- тобетонных слоев по толщине по коэффициенту вариации; – определение требуемого ко- личества точек для достоверной оценки однородности по толщине; – сравнение полученной толщи- ны слоев асфальтобетона с требо- ваниями к толщине, приведенны- ми в проектной и нормативной документации. Согласно действующей норма- тивной документации, а именно п. 2.3. табл. А.1. приложения А СП 78.13330.2012 [2], толщина ас- фальтобетонного слоя покрытия и основания может иметь отклоне- ния от проектных значений ±10% не более чем для 10% результатов определений и не более чем ±5% для остальных. На сегодняш- ний день нормативная база СП 78.13330.2012 [2] распространяет- ся только на методы контроля ка- чества работ посредством отбора вырубок (кернов), из расчета не менее 3 вырубок на 3000 м2 по- крытия. Данный норматив пока- зывает, что при ширине проезжей части 7 м необходимо на участке автомобильной дороги длиной 400 м выполнить 3 вырубки, а на участке длиной 1000 м – целых 7,5 вырубок. Это очень много, так как, как правило, при заделке вырубок не удается достичь первоначаль- ного качества, а на месте вырубки в процессе эксплуатации будут на- блюдаться разрушения покрытия дорожной одежды. Согласно СТО 017 НОСТРОЙ 2.25.36-2013 (СТО 60452903 СО- ЮЗДОРСТРОЙ 2.1.1.3.3.3.01- 2013) [3] отбор контрольных проб производится из расчета 3 пробы с каждых 7000 м2 покрытия. По упо- мянутому документу количество вырубок уменьшается более чем в два раза, но, по нашему мнению, и это количество вырубок для оцен- ки толщины слоев можно снизить. Неразрушающий метод георади- олокации для оценки толщины слоев в упомянутых документах не прописан, оценка однородности слоев по толщине не предусматри- вается. Высокопроизводительными ге- орадиолокационными методами, как показал наш многолетний опыт, можно эффективно осуще- ствить непрерывный контроль толщины слоев. Еще в прошлом веке на террито- рии Российской Федерации изме- нение толщины конструктивных слоев дорожной одежды оценива- лось по коэффициенту вариации (Сv). Так, по результатам исследова- ний профессора В.А.Семенова [1], в 70–80-х годах прошлого столе- тия при обследовании более 4000 км автомобильных дорог 42 орга- низациями в 10 областях страны было установлено, что по толщине коэффициент вариации асфаль- тобетонных слоев минимальный – 0,17; средний – 0,28; максималь- ный – 0,65; для цементобетонных слоев соответственно 0,02; 0,03; 0,05. Уменьшение коэффициента вариации почти на порядок при устройстве цементобетонных сло- ев объясняется уровнем развития технических средств и контроля качества, применяемых при уклад- ке цементобетона американским комплектом машин «Автогрейд». В то время как наряду с асфальто- укладчиками асфальтобетон в ряде случаев укладывался грейдерами. При статистической обработке результатов распределения тол- щины слоев, ровности, упругих деформаций было установлено [1], что при достаточно высокой од- нородности измеряемого параме- тра (Сv меньше 0,2) его распреде- ление подчиняется нормальному закону и несколько хуже – закону Вейбулла. При Сv= 0,2–0,3 – оди- наково хорошо описывается за- конами нормальным и Вейбулла с переменными параметрами, при Сv= 0,3–0,8 – законом Вейбулла с переменными параметрами, при Сv более 0,8 – законом экспотен- циальным и Вейбулла с перемен- ными параметрами. Было установлено, что для контроля толщины слоев дорож- ной одежды при Сv= 0,2 рекомен- дуемое необходимое количество измерений для автомобильных дорог I–II категорий должно быть 36, для III–IV категорий – 26, для V категории – 18. За упомянутый период в дорож- ное строительство широко вне- дряются новые инновационные методы. Технологии устройства асфальтобетонных слоев сущест- венно улучшились (слои устраива- ются не только по копирной стру- не, но и по длинномерным лыжам, используются системы автомати- ческого управления 3D лазерного типа, применяется технология непрерывной укладки и так далее) и повысились требования к конт- ролю качества выполнения дорож- но-строительных работ. Однако вопросам исследований однородности дорожно-строительных материалов по толщине не уделяется должного внимания. В целях определения однород- ности устройства асфальтобетон- ных слоев через 30–40 лет после исследований В.А. Семенова были выполнены по государственным контрактам георадарные работы на ряде автомобильных дорог Российской Федерации. Георадиолокационные обсле- дования дорожных одежд произ-водились георадарами «ОКО-2», разработчик ООО «ЛОГиС» (г. Ра-менское) с контактными и рупорными антенными блоками (рис. 1). Для анализа были выбраны участки вновь построенных автомобильных дорог, обследованных сотрудниками ФГБУ «РОСДОР-НИИ» за последние три года в Сочи, Республиках Башкирии и Бурятии. Общая длина обследуе-мых участков в прямом и обратном направлениях в сумме составила 96,4 км.

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14