Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 4(1001) апрель, 2015
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
Инновации в сфере безопасности

М-10 «Россия»: километры безопасности

Дорожной разметке – особое внимание

Как обеспечить долговечность разметки

Из другого измерения

ГЛОНАСС на страже безопасности

жизненный цикл требует внимания

[все номера]

 Вести РАДОРА
Цель – сохранить построенное

Совершенствуем контроль

[все номера]

 Проблема
о функциональной классификации дорог

[все номера]

 Платные дороги
Ключевые объекты – в срок!

[все номера]

 Инновации
Цементобетонные покрытия в США: строительство

[все номера]

 Актуально
Мозговой штурм

[все номера]

 Спецтехника
Разметочная техника: собственные возможности

[все номера]

 Конференции
В условиях оптимизации расходов

[все номера]

 Интервью
Инновации против круговой поруки

[все номера]

 Регион
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ПЕРМСКИЙ КРАЙ

[все номера]

 IT-технологии
Применение геоинформационных технологий

[все номера]

 Итоги и планы
Консервативный оптимизм

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

о функциональной классификации дорог

Проблема

В поручениях Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета 8 октября 2014 года есть пункт 1б, в котором указано, что во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо рассмотреть
вопрос об уточнении требований к дорогам и улично­дорожной сети в зависимости
от их функционального назначения [9].

Отслеживая ход исполнения этого поручения и содержание проектов разрабатываемых нормативных документов, нетрудно обнаружить, что у нас в стране нет четкого понимания самого понятия «функциональная классификация», что она дает и зачем она вообще нужна.

Постановка такого вопроса для России вполне естественна, так как в нашей специальной литературе это понятие практически не применяется, хотя за рубежом, в частности, в США, оно было введено в нормах еще в 1968 году.

Необходимость функциональной классификации дорог изначально была связана с развитием дорожной сети и необходимостью упорядочения ее планирования. Рост транспортных потоков требовал их оптимизации и необходимости учета их состава и условий движения при нормировании основных параметров дорог. Этот вопрос обострился с началом создания системы формирования и использования земель, поскольку землепользование является важным фактором, определяющим функции дорог.

Уже в середине прошлого столетия стало очевидным, что отдельные дороги или улицы не могут обслуживать любую поездку. Большинство поездок предполагает движение по сети автомобильных дорог. Для этого необходимо определить условия (маршруты) наиболее эффективного движения, требования которым и должны удовлетворять компоненты этой сети. Эта задача решается при помощи функциональной классификации дорог, в ходе которой улицы и дороги делятся на классы или системы, в зависимости от характера обслуживаемых связей.

Учитывая низкий уровень автомобилизации в прошлом и невысокую плотность дорожной сети, у нас в стране эта проблема возникла гораздо позже. Соответственно, только в конце 80­х годов у нас появилась функциональная классификация в нормах проектирования улично­дорожной сети [11]. В 1995 году в Вологодской области при активном участии талантливого инженера
В.А. Ноздрева были приняты нормы проектирования дорог, где впервые у нас в стране было введено понятие «функциональная классификация автомобильных дорог» [12]. Однако дальнейшие попытки установить в отечественных нормах функциональную классификацию дорог успеха не имели. С принятием в 2002 году закона «О техническом регулировании» разработка новых норм была запрещена, а принятым в 2004 году Градостроительным кодексом стадия планирования дорожной сети была вообще ликвидирована [1,14].

В настоящее временя функциональная классификация дорог присутствует в нормах всех развитых стран мира, проведенный анализ зарубежного опыта подтверждает обоснованность ее введения. Рекомендации по установлению функциональной классификации неоднократно содержались в резолюциях ООН [4, 10], а также нашли отражения в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации при рассмотрении мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения в 2009 году [5].

В том же году по заданию
Росавтодора были выполнены две научно­исследовательские работы по этой тематике, связанные с анализом и обобщением зарубежного опыта использования функциональной классификации автомобильных дорог и разработкой предложения по введению функциональной классификации в Российской Федерации [6, 7].

Результаты последней работы вошли в состав проекта свода правил по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог и транспортных пересечений, который в настоящее время редактируется и готовится для передачи в технический комитет (ТК­418 «Дорожное хозяйство»). Однако с результатами этих работ был знаком ограниченный круг лиц, и среди специалистов сегодня отсутствует полное понимание процесса функциональной классификации.

Рассмотрение ряда готовящихся в настоящее время проектов нормативных документов показало, что их авторы путаются в базовых понятиях, что связано, прежде всего, с отсутствием у нас понятийного аппарата. Без должного анализа в проектах готовящихся норм используется фрагментарное копирование зарубежных норм, активов, часть из которых имеет некорректный перевод терминов и определений. Кроме этого, широко используются фрагменты текстов из двух упомянутых выше научно­исследовательских работ, причем фрагменты из первой редакции, которая впоследствии была уточнена по результатам рецензирования.

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14