Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 3(1000) март, 2015
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
15-й, юбилейный

Межгосударственные стандарты

Рекомендации по ограждению

Гидравлические машины фирмы ORTECO

Проект «Автотрезвость»: новые подходы

Продлеваем молодость дорог

[все номера]

 Вести РАДОРА
Согласно поручениям Президента РФ

[все номера]

 Инновации
Цементобетонные покрытия в США: проектирование

[все номера]

 Спецтехника
Сцепление: оценка на холоде

Утилизация. Новый раунд

[все номера]

 Конференции
Новая эра нормирования

Цементобетон – это перспективно

[все номера]

 Весовой контроль
Гордиев узел проблем

В поисках консенсуса

[все номера]

 Интервью
Приоритеты остаются неизменными

[все номера]

 Регион
Cтавропольский край

Орловская Область

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

[все номера]

 Саморегулирование
Правила создают профессионалы

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

Сцепление: оценка на холоде

Спецтехника
Российские ученые провели уникальный эксперимент – определили коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием, обработанным различными противогололедными материалами.

Эти исследования должны поспособствовать организации более эффективной борьбы с авариями и заторами, которые сопровождают автомобилистов с наступлением холодов.

При обсуждении данной, по сути, технической проблемы, связанной с измерением коэффициента сцепления, приходится останавливаться и на законной стороне дела, с тем чтобы разобраться, почему виновными в авариях на скользкой зимней дороге, как правило, признаются сами потерпевшие.

Продольный коэффициент сцепления, выражаемый отношением максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги на площади контакта сблокированного колеса с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием, замеряют при строительстве и ремонте автомобильных дорог, приемке дорог в эксплуатацию, периодическом контроле состояния дорожных покрытий, а также обследовании мест дорожно­транспортных происшествий.

Проблема

Дорожники замеряют коэффициент сцепления не всегда – на холодной обледеневшей дороге такие проверки вообще не делают, ГОСТ не велит. В ГОСТ Р 50597­93, где указаны минимально допустимые значения коэффициента сцепления дорожного покрытия, приведены два прибора, с помощью которых предписано эти измерения делать, но показания этих приборов действительны только при «плюсовой» температуре (подробно об этом см. ниже). А зачем, собственно, измерять – и так ясно, что сцепление на заснеженном покрытии будет сильно ниже, чем на голом асфальте. Надо в это время не замеры делать, а снег убирать, рассыпать реагенты, способные лед растопить, либо посыпать дорогу песком или любой другой фрикционной крошкой.

Так­то оно так, только после того как дорога будет засыпана песком или щебнем, не мешало бы понять, есть ли от этого эффект, а если она будет очищена – доведена, как принято говорить в дорожных хозяйствах, до «черного асфальта», неплохо бы тоже сделать замеры, и если они покажут, что коэффициент сцепления не достиг нормы, снова чистить или применять фрикционные реагенты. Так поступают в авиации – «нянчатся» каждый раз со взлетно­посадочной полосой «до полного удовлетворения». Так в идеале должно быть и на автодорогах. Почему люди, передвигающиеся на автомобилях, должны рисковать больше авиапассажиров в те моменты, когда самолеты взлетают или садятся? Чем одни хуже других? Да ничем, хотя бы потому, что и те и другие – одни и те же люди. Правда, реакция в обществе на аварии в авиации и на дорогах, мягко говоря, несколько разная. В случае если самолет съедет с полосы – пусть и без последствий для пассажиров и экипажа (постучим по дереву!), это будет событие для всей страны. А если где­то на скользкой дороге в одном и том же месте развернутся и столкнутся два, пять или десять автомобилей, опять же без последствий в виде травм и увечий (еще раз постучим по дереву!), это даже не превратится в ЧП районного масштаба. Разве что несколько прохожих обомлеют, и кто­то многозначительно скажет: «Да, день жестянщика». Такое равнодушие, вообще­то, не на пользу ни обществу, ни тем дорожным и коммунальным службам, которые отвечают за содержание дорог в безаварийном состоянии.

Когда речь идет о соблюдении требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, то в первую очередь, с точки зрения безопасности, нужно мониторить покрытие проезжей части, и уже во вторую очередь оперативно реагировать на вызов инспекторов ГИБДД по факту совершенного ДТП, что тоже, конечно, чрезвычайно важно. Во многих странах есть специальные службы, занятые именно поиском участков со снижением сцепных свойств покрытия, изъянов, дефектов на трассах, которые потенциально могут привести к аварии. У нас эта функция в принципе возложена на ГИБДД, что, казалось бы, логично – все равно сотрудники ДПС следят за состоянием дорожных знаков и разметки, могут заодно фиксировать и все эти проблемы с покрытием проезжей части. Но понятно, что инспектор ГИБДД не может разорваться – и выезжать на место ДТП, и фотографировать стертую разметку, и ходить по дорожным полосам с прибором для измерения коэффициента сцепления покрытия. Проверять состояние дорог, вообще­то, должны специальные дорожные лаборатории. Самое интересное, что они у нас есть и они это делают, но, к сожалению, не везде и не постоянно, а от случая к случаю.

Покрытие не должно иметь ям, просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Сюда же относится соблюдение ровности и коэффициента сцепления – оба показателя должны соответствовать строго нормируемым требованиям. Для автомобилистов коэффициент сцепления в практическом смысле является даже более значимым показателем, чем выбоины, ямы и неровности, вместе взятые. Яму внимательный водитель всегда сможет разглядеть, после чего по возможности снизит скорость, чтобы избежать последствий от наезда. А участки дорог, на которых происходит резкое падение сцепления шин с покрытием, как правило, невидимы, такое место водитель заранее не предугадает и, значит, подготовиться к этому не успеет.

Закон

У человека, попавшего в аварию из­за ямы на дороге или при наезде на обледеневший участок, появляется совершенно справедливое желание судиться с дорожниками, для того чтобы получить денежную компенсацию за причиненный ущерб. Действительно, согласно закону потерпевший может привлечь к ответственности дорожников по ст. 12.34 КОАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ № 71­В11­7, «ответственность за вред, причиненный автомобилю в результате ДТП, происшедшего в связи с повреждением дорожного покрытия, лежит на организации, которая приняла на себя обязательства по содержанию дороги». По закону такой вред должен быть возмещен в полном объеме. В ситуации с выбоиной или ямой, превысившей длину 15 см, ширину 60 см и глубину 5 см (ГОСТ Р 50597­93), закон будет однозначно на стороне потерпевшего, но в случае со скользкой дорогой доказать вину дорожного хозяйства будет очень и очень непросто.

Для начала водителю придется убедить прибывших на место ДТП инспекторов ГИБДД (и впоследствии судью, если дело дойдет до суда) в том, что в момент аварии был правильно выбран скоростной режим, то есть, соблюдались требования пункта 10.1 Правил дорожного движения. Там записано: «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения». Ключевая фраза применительно к случаю со скользкой дорогой – «метеорологические условия». В случае если, например, метеорологические условия указывают на вероятность гололеда, водитель должен с учетом этого обстоятельства «принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», как сказано в этом же пункте правил.

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14