Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 5 (954) май, 2011
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
Некоторые аспекты

Предложения по программе

Расширили модельный ряд

Один за двоих

[все номера]

 В объективе регион
К сокровищам Ямала

Сегодня – зимники, завтра – трассы

Приблизить «огни далеких деревень»

В краю настоящих людей

«Теплые» мечты полярников

От Надыма до Сочи

В городе желтого холма

Строим будущее

На кону – честь России

Сочинские развязки

На «совмещенке» Адлер – «Альпика-Сервис»

Фундамент на века

Отсчет – олимпийский!

Мостовики – народ мобильный

[все номера]

 Безопасность
Пилотный проект

[все номера]

 В Госдуме РФ
Дешевле – не значит лучше

[все номера]

 Вести РАДОРА
Форум инноваций

[все номера]

 Проблема
Инженерные изыскания: спешить нельзя медлить

[все номера]

 Событие
Дорожный фонд начинает работу

[все номера]

 С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
Дорога, кормившая блокадный Ленинград

Победители, живущие в глубинке

[все номера]

 В Правительстве РФ
Приоритет на ближайшие годы

[все номера]

 Партнеры
Технологии будущего

[все номера]

 Люди отрасли
Не зря прожил жизнь

[все номера]

 Инновации
Долговечный битум

Полифосфорная кислота в битуме

[все номера]

 Актуальное интервью
Качеством необходимо управлять

У́же, чем можно, нельзя. Но выгодно

[все номера]

 Спецтехника
Мощь и производительность

С прицелом на будущее

На верной службе

Вызов конкурентам

[все номера]

 СРО
Старт энергоаудита

[все номера]

 Юбилеи
Тысячи верст судьбы

Ах, какая женщина!

Безотказный эрудит

Не сбавляя оборотов

Мы всегда с вами

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

Инженерные изыскания: спешить нельзя медлить

Проблема
«Инженерные изыскания для строительства являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения». (СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»).

Всегда считалось, что инженер-изыскатель – профессия для настоящих мужчин. Эти люди первыми приходят туда, где появится строительная площадка. В жару, в холод, в непроходимой тайге, высоко в горах, при полном отсутствии вокруг привычной инфраструктуры они разворачивают полевой лагерь, готовят к работе геодезические приборы, буровые установки и начинают делать свою работу. Собранные ими данные позволяют проектировать и возводить сооружения, способные десятилетиями выдерживать воздействие бесчисленного количества мыслимых и немыслимых природных и техногенных факторов. О существовании многих из них обычный человек даже не догадывается. Но если эту информацию не учел профессионал, быть беде – дорога разрушается под влиянием низких температур, подтоплений и просадок грунта, а новый жилой дом «идет трещинами» и становится непригодным для жизни всего через несколько месяцев после завершения работы строителей.

Выезд «в поле»
В обязанности этих совершенно фантастических людей входит также мониторинг состояния уже построенных объектов. Один мой знакомый изыскатель (человек уже немолодой, семейный, с научными регалиями) поведал историю, как он был разбужен среди ночи телефонным звонком генерального директора компании, в которой он работает. Генеральный сообщил о каком-то особом задании с выездом «в поле». Через час возле подъезда дома уже стояла машина, которая с ветерком довезла его по ночной Москве на военный аэродром в Чкаловске. Там уже собралась «группа быстрого реагирования» из таких же не выспавшихся изыскателей, как и он сам. Аппаратуру к тому времени уже погрузили в самолет.
Что за особое задание им предстоит выполнять, они узнали только после приземления в столице одной из африканских стран, где много лет продолжается во-оруженный конфликт. Целью миссии, которую, кстати, сборная команда российских изыскателей с блеском выполнила, была оценка технического состояния главной стратегической магистрали, которую строили еще советские специалисты. По причине своего значения на протяжении многих лет дорога эта была предметом постоянной борьбы между различными вооруженными группировками, что не могло не сказаться на ее техническом состоянии. Нынешние власти решили, наконец, дорогу отремонтировать. Для этого, собственно, и по-требовались российские изыскатели.

Романтики становится меньше
Работа изыскателя всегда предполагала наличие глубоких знаний в области целого ряда точных научных дисциплин, навыков выживания в любых условиях и, конечно же, умения работать в команде. Кроме всего прочего, профессия эта привлекала к себе истинных романтиков. «Щемящее чувство дороги», ночевки в палатках, таежная охота, рыбалка на Енисее, песни под гитару у костра – все это про них.
По крайней мере, так было в советские времена, когда изыскания у нас выполнялись строго по плану – с чувством, с толком и с расстановкой. Сначала предварительное обследование территории на стадии «технико-экономического обоснования» (ТЭО) строитель-ства. Затем следовало предварительное расположение объектов будущего строительства на карте (стадия «инженерный проект»). На третьем этапе, который именовался «рабочий проект», производились уже детальные буровые работы полосой в 100–500 метров. После этого выходили на этап «проектной документации». Составлялся итоговый отчет, по которому могли работать проектировщики. В ходе возведения объекта строители также заказывали инженерные изыскания для уточнения некоторых параметров.
Основные работы, естественно, проводились на завершающем этапе, поэтому отказ от так называемой многостадийности привел к тому, что романтики в изысканиях в наши дни явно поубавилось. Отказ от последовательных этапов выполнения работы, когда изыскатель методом последовательного приближения находил оптимальные варианты, привел к тому, что сегодня работа ведется практически вслепую, без излишних затрат интеллекта – бури «тупо» через определенные интервалы, и дело с концом. Особенно остро это почувствовали те изыскатели, которые покинули отрасль в начале 90-х и вернулись в период недавнего финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов.
– Они просто не узнали родную специальность. Во-первых, техника сейчас уже совершенно другая. Во-вторых, работы проводятся в кратчайшие сроки, которые нигде в мире не встречаются. В мае-июне у нас проходят торги, потом все лето идут переговоры, а к Новому году уже необходимо представить отчет с рекомендациями для проектировщиков. Да еще и с заключением экспертизы. Иначе работа не попадает в стройку будущего года. В общем, поесть, может быть, успеваем, а вот выспаться – не всегда, – рассказывает Анатолий Бурый – начальник отдела геологических изысканий Московского филиала ОАО «ГипродорНИИ», ведущий российский специалист в области инженерных изысканий для строительства автомобильных дорог.

Предложения по проектным решениям
Исследования, которые проводят изыскатели, делятся на несколько видов – инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические и геотехнические. По окончании работ изыскатель обязан представить свои предложения по проектным решениям. Если в ходе исследований в интересах строительства, например линейного объекта, он столкнулся со специфическими условиями, опасными процессами, необходимо дифференцировать полосу трассы по сложности для строительства и представить рекомендации, каким образом в ходе прокладки трассы избежать наиболее опасных участков.
Нужно показать, какие меры следует предпринять, чтобы подстраховаться от возможного воздействия неблагоприятных природных факторов, как увести объект с территорий повышенной сейсмичности. Требуется представить прогноз развития природных и техногенных процессов в районе размещения будущего объекта. Если речь идет о дороге, исследуется также их влияние на взаимодействие покрытия с насыпью. Это особенно важно на подтопляемых территориях. Насыпь может «перехватить» паводковые воды, образуется промоина. В результате даже хорошо построенная дорога не выдержит.
70% территории России занимают так называемые покровные суглинки – макропористые гигроскопичные грунты. Они очень активно впитывают воду и сильно подвержены воздействию низких температур. Все это приводит к деформациям, так называемому пучению и просадкам.
Это основополагающий фактор, который необходимо учитывать, если инвестор вкладывается в строительство действительно качественной дороги, которая будет служить на протяжении десятилетий.
– Практика последних 10–15 лет, к сожалению, показывает, что строители очень часто игнорируют разработанные методики и делают насыпь для будущей трассы прямо на существующие основания. В результате на этапе эксплуатации происходит замачивание грунтов, капиллярное поднятие воды, это приводит к пучинистости и, как следствие, к трещинам на асфальтовом покрытии. Слабые грунты (текучие, мягкопластичные, торф), конечно, удаляются, поскольку иначе на площадке просто не сможет работать строительная техника, а вот культура улучшения грунтов в России теряется, – считает Анатолий Бурый.
Исследования, которые проводят изыскатели, как раз и позволяют предложить решения, дающие возможность существенно повысить качество строительства. Это могут быть рекомендации по стандартному уплотнению грунтов на каждом конкретном участке дорожного строительства, по снижению пористости, улучшению грунта с применением соответствующих добавок и геотекстильных материалов.
– Качество перемещенного грунта, кстати, тоже необходимо внимательнейшим образом оценивать. У нас, к сожалению, те же суглинки и другие увлажненные грунты сплошь и рядом используются в качестве насыпи. А это недопустимо, – отмечает Анатолий Евгеньевич.
Особое внимание при проектировании дорог необходимо уделять уровню грунтовых вод. Любые изменения в этой части незамедлительно оборачиваются развитием процессов, приводящих к разрушению дороги. Поэтому любое масштабное строительство в районе ее прохождения (в том числе создание искусственных водоемов) должно производиться с учетом возможного влияния на режим грунтовых вод. Специалисты, которые могут выполнить прогноз развития режима грунтовых вод для каждой конкретной территории на основе соответствующих научно обоснованных методик, во многих крупных российских изыскательских организациях имеются. Вопрос на сегодняшний день состоит в том, насколько их опыт востребован в нашей стране.

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14