Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 2 (951) февраль, 2011
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
Этапы наполнения ГИС

Перспективы ИТС в России

Интеллектуальное управление

«Умная» дорога от компании «Толлтек»

Топоматик Robur: двадцать лет спустя

Математическое моделирование

[все номера]

 В объективе регион
Объемы инвестиций увеличатся

Ориентиры для сверки

С верой в дорожный фонд

Учтут ли мнение дорожников?

Сначала забота, потом – работа

Соединяя регионы

Дела и планы тульских умельцев

Алексинский кластер на старте

На выходе из кризисного тоннеля

Федеральный стержень Урала

[все номера]

 В Госдуме РФ
Природа – мастерская не вечная

[все номера]

 Выставки
Росавтодор принимает вызов

[все номера]

 Проблема
Уроки прогнозирования

[все номера]

 Магистраль
Новые технологии – не ради моды

Сегодня густо, завтра – пусто

Лишних денег не бывает

Обойдемся без перестройки?

[все номера]

 Опыт
Азол гарантирует…

[все номера]

 Платные дороги
Создается комитет

[все номера]

 В Правительстве РФ
Эффективность госинвестиций повысится

[все номера]

 Люди отрасли
«Азбука» профессора Холмянского

[все номера]

 Актуальное интервью
Мы партнеры, а не посредники

[все номера]

 Спецтехника
В борьбе за экологию

«Дорожный мастер»: продолжение истории

Такие похожие и такие разные

Микро-ЭВМ на строительных машинах

Сила новгородских технологий

Фронтальный атлет

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

Уроки прогнозирования

Проблема
Во всех странах к числу важных прикладных проблем относят обеспечение срока службы автомобильных дорог. В технической литературе достаточно широко представлены многочисленные случаи преждевременного разрушения по разнообразным причинам сооружений, построенных в течение последних 30–35 лет [1, 2, 7 ,8], в том числе и дорог. Особенно остро проявляются эти проблемы при эксплуатации инженерных сооружений.

Анализ материалов, опубликованных за период 1965–2005 гг., показал, что все большая их часть затрагивает в той или иной степени вопросы срока службы. Обеспечение долговечности капитальных долговременных сооружений (тоннелей, мостов, различного типа подземных сооружений, метрополитенов, автомобильных дорог и т.п.) стало основной проблемой, решаемой при проектировании и строительстве [9, 10].
Имеющую место тенденцию снижения долговечности автомобильных дорог трудно объяснить одними только производственными и эксплуатационными дефектами. Авторы полагают, что причину следует искать в недостатках самой концепции проектирования и недостаточной изученности процессов деградации материалов в эксплуатируемых сооружениях.
Объяснять многочисленные случаи преждевременного разрушения и выхода из строя автомобильных дорог задолго до исчерпания проектного срока их службы несоблюдением существующих требований, направленных на обеспечение долговечности при проектировании, строительстве и эксплуатации, не вполне корректно. Чаще всего они определяются несовершенством этих требований и недостаточной изученностью проблемы долговечности автомобильных дорог.
Условия, обеспечивающие надежность и долговечность дорожных конструкций, определялись более 30 лет назад для условий европейской части второй и третьей дорожно-климатических зон. Именно в этих зонах были первоначально организованы посты и станции для наблюдений за водно-температурным режимом земляного полотна и проводились систематические обследования дорог силами главным образом СоюздорНИИ (его Ленинградского филиала), а также МАДИ и ХАДИ.
Позже подобные исследования стали проводиться в других регионах страны – в зоне вечной мерзлоты, в Сибири, на Дальнем Востоке, в условиях засушливой зоны в Казахстане и Средней Азии. Широким кругом дорожных строительных организации, кафедр и других научных коллективов все эти исследования велись, по существу, на единой теоретической основе. Все они предусматривали: организацию долговременных наблюдений на постах и станциях; проведение систематического обследования дорог с целью выяснения фактического характера их работы; обработку, обобщение и систематизацию получаемых результатов обследования; сопоставление полученных данных с результатами теоретических расчетов; обоснование эмпирических коэффициентов, уточняющих методику расчетов. Опыт, практические данные, корректировка на их основе теоретических положений в течение всех предшествующих лет были основой совершенствования норм.
В результате в теоретические зависимости вводились эмпирические коэффициенты, обеспечивающие приближение результатов расчетов к реальным условиям работы дорожной одежды (например, α-коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчетной (низкой) температуры покрытия и расчетного состояния грунта рабочего слоя по влажности). Величины эмпирических коэффициентов колеблются в довольно широком интервале и достигают больших значений. Большие значения и многочисленность эмпирических коэффициентов определяют степень нашего незнания о реальных условиях работы конструкций и доказывают, что существующие методы расчета недостаточно корректно отражают работу дорожной одежды в составе конструкции реальной дороги.
Необходимо отметить, что значения используемых эмпирических коэффициентов получены на основе анализа и изменения состояния дорожных одежд в процессе эксплуатации реальных автомобильных дорог, существовавших на момент обследования, то есть построенных до 1980 г. Общеизвестно, что нормы, созданные на основе практических данных, эффективны только в тех условиях, для которых они создавались. Со времени разработки действующих норм изменились: требования к автомобильной дороге; состав транспортных потоков, виды транспортных средств, нагрузки; материалы, из которых изготавливаются дорожные одежды; свойства традиционных материалов непосредственно в конструктивных слоях; технологии и способы строительства дорожных одежд. Возможно, этим объясняются наблюдаемые на практике многочисленные случаи прежде-временного разрушения автомобильных дорог во всех климатических зонах.
Конструкции современных дорожных одежд, рассчитанные по устаревшей методике, не выдерживают новых нагрузок. Во многих случаях не учитываются климатические условия регионов, которые также изменились, а в отдельных случаях и недостаточно исследованы. В связи с этим неоднократно делались и делаются попытки пересмотра или дополнения существующих методик расчета дорожных одежд, в них вводятся соответствующие коррективы, но они все равно не поспевают за постоянно прогрессирующими возможностями промышленности, техники и т.д.
Обновление норм требует больших финансовых, материальных и интеллектуальных затрат, привлечения многочисленных научных коллективов, в том числе и для организации систематических повсеместных наблюдений за состоянием дорожных одежд автомобильных дорог различных технических категорий в различных дорожно-климатических зонах с последующей обработкой и систематизацией получаемых данных.
В связи с этим разработка метода прогнозирования долговечности автомобильных дорог, то есть способа исследования, направленного на разработку конкретного прогноза, представляется актуальной.
Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания их свойств. Все показатели надежности являются функциями времени: безотказность – время работы до момента наступления отказа; ремонтопригодность – время, которое затрачивается на предупреждение отказа и устранение его последствий; долговечность – время до наступления предельного состояния; сохраняемость – время сохранения работоспособного состояния объекта, выключенного из эксплуатации.
В ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты (разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Основополагающие общетехнические стандарты. Оценка эффективности и управление рисками», принят постановлением Госстандарта России от 5 июня 2002 г. № 228-ст.) рассматриваются аспекты безопасности: предназначенное использование; возможное предсказуемое неправильное использование; способность к действию при ожидаемых условиях использования; совместимость с окружающей средой; эргономические факторы; безотказность; ремонтопригодность и удобство обслуживания; долговечность; возможность утилизации; специальные потребности пользователей продукции, процесса или услуги, например детей, пожилых людей, групп людей с ограниченными возможностями. Следует подчеркнуть, что вопросы ремонтопригодности и долговечности стандартом рассматриваются как аспекты безопасности.

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14