Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 11 (936) ноябрь, 2009
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Новости
 Тема номера
Стойкая смесь

Как определить характеристики морозного пучения

Промышленные отходы берегут дорогу

[все номера]

 В объективе регион
Работаем быстро, согласовываем долго

Уникальность во всем

Новый крупный проект – лучшая награда!

Эстафета поколений

Формула успеха в условиях кризиса

Ровесник Великой Победы!

Две любви Александра Гаука

О пользе здорового микроклимата

[все номера]

 Безопасность
Мобильное средство от лихачей

[все номера]

 Вести АСПОРА
Бал победителей

[все номера]

 Вводы
Берега стали ближе

Подарок не только ветеранам войны

Магистральный эталон

[все номера]

 Проблема
Почему «болеют» дороги?

[все номера]

 Событие
Слово – специалистам

[все номера]

 Магистраль
Не много ли парадоксов?

В Дивногорск и обратно

Через горы и тайгу

[все номера]

 Опыт
Превращения каменных материалов

[все номера]

 В Правительстве РФ
«Амур» достроят по новым стандартам

[все номера]

 Партнеры
«Волшебная» коробка для… битума

На главных направлениях

Доступная техника

[все номера]

 Люди отрасли
Линия жизни

[все номера]

 Инновации
Выгода долгосрочных контрактов

[все номера]

 Актуально
Нанотехнологии для дорожников

[все номера]

 Спецтехника
Профессия – думпер

В борьбе побеждает качество

Профильные контроллеры

[все номера]

 Юбилеи
Вся жизнь с наукой

Второе дыхание

С любовью к жизни, людям и профессии

Несущий эстафету

Добро отзывается эхом

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: vetoad@mail.ru


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: inna@izdatelstvo-dorogi.ru

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: podpiska2007@list.ru



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: kate@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб.1026
Тел.Моб.: 8 926 557-11-33
Ведущий менеджер по работе с корпоративными клиентами:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: jak@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Специалист отдела рекламы:
Попова Вера Владимировна
E-mail: vera@izdatelstvo-dorogi.ru
Тел./Факс: (495) 748-36-84 доб. 1534
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: 4595943@gmail.com
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat

Почему «болеют» дороги?

Проблема
Поэт был предельно метафоричен, имея в виду жизненную колею. Но вот ведь выходит какая параллель – в жизни нам постоянно приходится въезжать в самую что ни на есть конкретную колею, ту, которая на дороге. И это тоже неприятно, а часто и опасно. Казалось бы, и современная дорожная техника появилась, и покрытие из-под фирменного асфальтоукладчика выходит гладким и ровным. Но проходит год – и на той самой дороге, которая так радовала автомобилистов своим европейским лоском, начинает проступать колея. Почему так быстро разрушаются наши дороги? Прокомментировать острую проблему мы предложили Эдуарду Котлярскому, заместителю заведующего кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ (ГТУ).

– Эдуард Владимирович, не так давно Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы для устранения колейности на московских дорогах был организован эксперимент с применением на разных участках дороги различных видов щебня, используемого в асфальтобетонных смесях. Выходит, основная причина разрушения дорожного покрытия состоит в неважном качестве применявшегося до сих пор щебня? Может быть, действительно, заменив ломкий лещадный щебень, скажем, на кубовидный, мы кардинально улучшим долговечность дороги?– Если говорить о качестве щебня, то его нужно оценивать не только по форме и степени лещадности, но, в первую очередь, по механическим характеристикам. В некоторых странах, например в Венгрии, считается, что гранит, который у нас активно используется, является слабым материалом, не износостойким. Полируется, делает скользким покрытие. Это никак не связано с тем, какой лещадности щебень используется. Лещадными частицами считаются те, у которых размеры в разных направлениях вдвое и более раз отличаются. Этот параметр и так жестко регламентирован в нормативах. Однако в первую очередь, нужен прочный щебень, из труднополируемых пород.
При этом кроме щебня в асфальтобетоне есть еще и другие, не менее важные, материалы, от которых зависит его качество. В частности, битум, оставляющий желать много лучшего.
В Москве сейчас порядка 50 асфальтобетонных заводов. Три из них занимаются демпингом, на 25% снижают стоимость своей продукции, по сравнению с рыночной ценой. К ним всегда выстраивается очередь. Но они делают материал не из некондиционных компонентов, который в лучшем случае сможет работать на дворовых территориях с преимущественно пешеходным движением.
– С известняком?
– На известняковом щебне, на дорожном смете или мелком песке. И это все продается. Хорошо, хоть на муниципальный заказ эти частные фирмы выйти не могут  – нет ни квалификации, ни механизмов.
– И нет законодательного механизма, чтобы это остановить? Скажем, лишать лицензии после проверки?
– Это большая проблема. Допустим, остановили производство. Они недельку постояли, потом штраф заплатили, купили новую лицензию и дальше начали работать.
Кроме того, продолжается бестолковое использование вторичного (после фрезерования) асфальта. Этот материал на самом деле можно разумно применять, в том числе добавляя в новый асфальтобетон. Но для этого нужно предварительно изучить его свойства, определить, сколько он проработал. При этом хорош отфрезерованный асфальт лишь для нижних слоев. А сверху… Если дорога четыре года проработала и подверглась ремонтным воздействиям в виде карт, материал становится неоднородным – где-то песчаный, где-то литой. И получается каша. Соотношение компонентов и качество материала совершенно неконтролируемые. Но чтобы выжить, производители вынуждены хитрить. Используют эту кашу ночью, когда контроль слабее, днем работают с нормальным материалом. Построят такую дорогу, а через некоторое время мы наблюдаем колею и другие разрушения и деформации.
Но даже если битум, щебень и прочие компоненты нормальные, разрушение покрытия, колейность все равно образуется по той простой причине, что у нас основные принципы ГОСТа на асфальтобетон были заложены в 1965 году. Это была докторская диссертация профессора МАДИ Николая Васильевича Горелышева. Действующий сейчас ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», основанный на той диссертации, работает до сих пор. Это почти чудо! На порядки увеличились интенсивность и грузонапряженность движения, активно применяются противогололедные материалы, изменилась масса других факторов.
– В этих нормативах понятия «кубовидный щебень» точно нет…
– Это-то как раз не страшно. Есть понятие «лещадность». И прописано, какая она должна быть. В пункте 5.15.1 сказано: «содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии должно быть, % по массе, не более: 15 – для смесей типа А и высокоплотных; 25 – для смесей типов Б, Бх; 35 – для смесей типов В, Вх». В эти требования любая отечественная дробилка укладывается. Это что касается асфальтобетона. Есть аналогичные ограничения и по цементобетону.
Это не значит, что ГОСТ хороший, он, конечно, устарел. Потому что условия движения стали совсем другими. Но в нем достаточно четко определено, где соответствующие марки асфальтобетона надо применять. Только надо помнить, что все это хорошо работало в 70-х, начале 80-х годов. А сейчас, в связи с массовой автомобилизацией, эти требования современным условиям уже не отвечают.
– Бытует мнение, что технологии дорожного строительства надо закупать, а не оплачивать исследования российских ученых. Как вы к этому относитесь?
– Хорошее надо не перекупать, а перенимать. Например, мы в Европе перестали закупать одну из добавок в асфальтобетон с модной приставкой «нано». Ее поставляла в Россию одна итальянская фирма. Казалось, все очень современно, «нано» – значит надо. Но в результате эта присадка у нас «не пошла». Почему? Оказалось, что в Европе, как правило, используются основные грунты, а у нас – кислые. Наноприсадка с кислыми грунтами, как потом выяснилось, не совместима. Пришлось переделывать 500 км дороги. Впустую потратили деньги. Вывод: ничего нельзя переносить автоматически, все технологии необходимо адаптировать к нашим условиям.
– Однако же съездит чиновник в командировку, допустим, в Финляндию, и потом говорит: вот, мол, такой же климат, как в России, а какие дороги! Надо делать, как они.
– Извините, в Финляндии живут пять миллионов человек на очень небольшой территории. Финнам к Олимпиаде 1952 года Европа построила всю сеть дорог. После этого у них осталась одна задача – очень культурно эти дороги содержать. И действительно, они их содержат. Где-то трещинка появилась, они ее сразу битумом заливают. Не применяют никаких солей, упаси бог. Зимой посыпят противогололедную крошку, а как только все растает, ее собирают, и она лежит на базе до следующих снегопадов. А во многих европейских странах вообще ничего на дорогу не сыпят. В Париже снег пошел – останавливают движение. Через два дня снег растаял - и, пожалуйста, садитесь опять за руль. У них другие условия, разве их можно сравнить с нашими.

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание



Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»


 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 

























© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
goldasn@mail.ru, тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14